Устройства памяти разных уровней иерархии отличаются. Иерархическая организация памяти. Страничная организация виртуальной памяти

). Означает, что различные виды памяти образуют иерархию, на различных уровнях которой расположены памяти с отличающимися временем доступа, сложностью, стоимостью и объемом. Возможность построения иерархии памяти вызвана тем, что большинство алгоритмов обращаются в каждый промежуток времени к небольшому набору данных, который может быть помещен в более быструю, но дорогую и поэтому небольшую, память (см. en:locality of reference). Использование более быстрой памяти увеличивает производительность вычислительного комплекса. Под памятью в данном случае подразумевается устройство хранения данных (запоминающее устройство) в Вычислительной технике или компьютерная память .

При проектировании высокопроизводительных компьютеров и систем необходимо решить множество компромиссов, например, размеры и технологии для каждого уровня иерархии. Можно рассматривать набор различных памятей (m 1 ,m 2 ,…,m n), находящихся в иерархии, то есть каждый m i уровень является как бы подчиненным для m i-1 уровня иерархии. Для уменьшения времени ожидания на более высоких уровнях, низшие уровни могут подготавливать данные укрупненными частями с буферизацией и, по наполнению буфера, сигнализировать верхнему уровню о возможности получения данных.

Часто выделяют 4 основных (укрупненных) уровня иерархии:

  1. Внутренняя память процессора (регистры, организованные в регистровый файл и кэш процессора).
  2. ОЗУ системы (RAM) и вспомогательных карт памяти.
  3. Накопители с «горячим» доступом (On-line mass storage) - или вторичная компьютерная память. Жесткие диски и твердотельные накопители, не требующие длительных (секунды и больше) действий для начала получения данных
  4. Накопители, требующие переключения носителей (Off-line bulk storage) - или третичная память. Сюда относятся магнитные ленты , ленточные и дисковые библиотеки, требующие длительной перемотки либо механического (или ручного) переключения носителей информации.

Иерархия памяти в современных ПК

В большинстве современных ПК рассматривается следующая иерархия памяти:

  1. Регистры процессора , организованные в регистровый файл - наиболее быстрый доступ (порядка 1 такта), но размером лишь в несколько сотен или, редко, тысяч байт.
  2. Кэш процессора 1го уровня (L1) - время доступа порядка нескольких тактов, размером в десятки килобайт
  3. Кэш процессора 2го уровня (L2) - большее время доступа (от 2 до 10 раз медленнее L1), около полумегабайта или более
  4. Кэш процессора 3го уровня (L3) - время доступа около сотни тактов, размером в несколько мегабайт (в массовых процессорах используется с недавнего времени)
  5. ОЗУ системы - время доступа от сотен до, возможно, тысячи тактов, но огромные размеры в несколько гигабайт, вплоть до десятков. Время доступа к ОЗУ может варьироваться для разных его частей в случае комплексов класса NUMA (с неоднородным доступом в память)
  6. Дисковое хранилище - многие миллионы тактов, если данные не были закэшированны или забуферизованны заранее, размеры до нескольких терабайт
  7. Третичная память - задержки до нескольких секунд или минут, но практически неограниченные объемы (ленточные библиотеки).

Большинство программистов обычно предполагает, что память делится на два уровня, оперативную память и дисковые накопители, хотя в ассемблерных языках и ассемблерно-совместимых (типа ) существует возможность непосредственной работы с регистрами. Получение преимуществ от иерархии памяти требует совместных действий от программиста, аппаратуры и компиляторов (а также базовая поддержка в операционной системе):

  • Программисты отвечают за организацию передачи данных между дисками и памятью (ОЗУ), используя для этого файловый ввод-вывод ; Современные ОС также реализуют это как подкачку страниц .
  • Аппаратное обеспечение отвечает за организацию передачи данных между памятью и кэшами.
  • Оптимизирующие компиляторы отвечают за генерацию кода, при исполнении которого аппаратура эффективно использует регистры и кэш процессора.

Многие программисты не учитывают многоуровневость памяти при программировании. Этот подход работает пока приложение не столкнется с падением производительности из-за нехватки производительности подсистемы памяти (memory wall). При исправлении кода (Рефакторинг) необходимо учесть наличие и особенность работы верхних уровней иерархии памяти для достижения наивысшей производительности.

Литература

  • Михаил Гук «Аппаратные средства IBM PC» Санкт-Петербург 1998

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иерархия памяти" в других словарях:

    иерархия памяти - — Тематики электросвязь, основные понятия EN memory hierarchy …

    Концепция построения взаимосвязи классов разных уровней компьютерной памяти на основании иерархической структуры. Иерархия оперативной памяти реализуемая в вычислительной системе на базе процессора … Википедия

    - (запоминающиеустройства) в вычислит. технике (см. Электронная вычислительная машина)устройства для записи, хранения и воспроизведения информации. В качественосителя информации может выступать физ. сигнал, распространяющийся в среде … Физическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Gerarchia. Иерархия (от др. греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в … Википедия

    Менеджер памяти часть компьютерной программы (как прикладной, так и операционной системы), обрабатывающая запросы на выделение и освобождение оперативной памяти или (для некоторых архитектур ЭВМ) запросы на включение заданной области памяти … Википедия

    Схема, иллюстрирующая место микроархитектурного уровня в многоуровневой структуре компьютера. В компьютерной инженерии … Википедия

    архитектура контроллера Справочник технического переводчика

    архитектура контроллера - Архитектурой контроллера называют набор его основных компонентов и связей между ними. Типовой состав ПЛК включает центральный процессор, память, сетевые интерфейсы и устройства ввода вывода. Типовая… … Справочник технического переводчика

    - << Intel 80486 >> Центральный процессор … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/24 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Книги

  • Лекции по истории Древней Церкви. В 4-х томах (количество томов: 4) , Болотов Василий В.В.. Профессор В. В. Болотов (1854-1900)-выдающийся православный церковный историк, человек энциклопедических знаний, отлично владевший древними классическими и рядом европейских языков; изучил…
  • Информатика Введение в компьютерные науки , Королев Л., Миков А.. В учебнике подробно рассмотрены математическое понятие алгоритма, рекурсивные алгоритмы и рекурсивные структуры данных, алгоритмы сортировки и поиска. Изложены основы теории сложности…

Компромиссом между производительностью и объемами памяти является решение использовать иерархию запоминающих устройств, т. е. применять иерархическую модель памяти.

Применение иерархических систем памяти оправдывает себя вследствие двух важных факторов - принципа локальности обращений и низкого (экономически выгодного) соотношения стоимость/производительность. Принцип локальности обращений состоит в том, что большинство программ обычно не выполняет обращений ко всем своим командам и данным равновероятно, а в каждый момент времени оказывает предпочтение некоторой части своего адресного пространства.

Иерархия памяти обычно состоит из многих уровней, но в каждый момент времени взаимодействуют только два близлежащих уровня. Минимальная единица информации, которая может присутствовать либо отсутствовать в двухуровневой иерархии, называется блоком или строкой. Размер блока обычно фиксирован, а объем памяти кратен размеру блока.

Успешное или неуспешное обращение к более высокому уровню называют соответственно попаданием (hit) или промахом (miss). Попадание - есть обращение к объекту в памяти, который найден на более высоком уровне, в то время как промах означает, что он не найден на этом уровне.

Доля попаданий (hit ratе) - доля обращений к данным, найденным на более высоком уровне. Доля промахов (miss rate) - это доля обращений к данным, которые не найдены на более высоком уровне.

Время обращения при попадании (hit time) есть время обращения к более высокому уровню иерархии, которое включает в себя, в частности, и время, необходимое для определения того, является ли обращение попаданием или промахом. Потери на промах (miss penalty) есть время для замещения блока в более высоком уровне на блок из более низкого уровня плюс время для пересылки этого блока в требуемое устройство (обычно в процессор).

  • время доступа (access time) - время обращения к первому слову блока при промахе;
  • время пересылки (transfer time) - дополнительное время для пересылки оставшихся слов блока. Время доступа связано с задержкой памяти более низкого уровня, а время пересылки - с полосой пропускания канала между устройствами памяти двух смежных уровней.

Кэш-память или cache memory - компонента иерархической памяти - представляет собой буферное ЗУ, работающее со скоростью, обеспечивающей функционирование ЦП без режимов ожидания (рис. 3.38).

Необходимость создания кэш-памяти возникла потому, что появились процессоры с высоким быстродействием. Между тем для выполнения сложных прикладных процессов нужна большая память. Использование же большой сверхскоростной памяти экономически невыгодно. Поэтому между ОЗУ и процессором стали устанавливать меньшую по размерам высокоскоростную буфер-

Обратная связь

Рис. 3.38. Иерархия оперативной памяти

ную память, или кэш-память. В дальнейшем она была разделена на два уровня - встроенная в процессор (on-die) и внешняя (on-motherboard).

Кэш 1-го уровня (Level 1 cache, или L 1). Кэш 1-го уровня, или первичный кэш, находится на плате центрального процессора и используется для временного хранения команд и данных, организованных в блоки по 32 байта. Первичный кэш - самая быстрая форма памяти. Будучи встроенным в чип, он обеспечивает минимальную задержку интерфейса с АЛУ, однако ограничен в размере. Ll-кэш реализуется, используя принцип статической оперативной памяти (SRAM) и длительное время, в среднем имел размер 16 Кбайт.

Процессор Р55 Pentium MMX, выпущенный в начале 1997 г., содержал кэш 1-го уровня размером до 32 Кбайт. Процессоры AMD Кб и Cyrix М2, вышедшие в том же году, уже обеспечивали 64 Кбайт объема кэша 1-го уровня.

Кэш 2-го уровня (Level 2 cache, или L2). Кэш 2-го уровня (вторичный кэш) использует ту же самую логику управления, что и кэш 1-го уровня, и также относится к типу SRAM.

Кэш 2-го уровня обычно имеет два размера - 256 или 512 Кбайт, и помещается на системной плате в гнезде типа Card Edge Low Profile (CELP) или в модуле «кэш-на-плате» («cache on а stick» - COAST). Последний напоминает SIMM, но немного короче и включает гнездо COAST, которое обычно расположено близко к процессору и напоминает слот PCI. В процессоре Pentium, однако, кэш 2-го уровня помещался на чипе процессора непосредственно.

Цель кэша 2-го уровня состоит в том, чтобы поставлять сохраненную информацию на процессор без какой-либо задержки (состояния ожидания). Для этой цели интерфейс шины процессора имеет специальный протокол передачи, названный групповым (или пакетным) режимом (burst mode). При этом обычно используется синхронный тип памяти, управляемой тактовым генератором ЦП. Цикл пакета состоит из четырех передач данных, где на адресную шину выводится адрес только первых 64 бит. Обычно кэш 2-го уровня - это синхронная пакетно-конвейерная память (Pipelined Burst Static RAM PB, SRAM) .

Необходимо отметить, что все распространенные операционные системы, если для работы нужно больше памяти, чем физически присутствует в компьютере, не прекращают работу, а сбрасывают неиспользуемое в данный момент содержимое памяти в дисковый файл (называемый свопом - swap) и затем по мере необходимости «перегоняют» данные между ОП и свопом. Это гораздо медленнее, чем доступ системы к самой ОП. Поэтому от количества оперативной памяти напрямую зависит скорость системы.

Адресация данных

Команды, исполняемые ЭВМ при выполнении программы, равно как и числовые и символьные операнды, хранятся в памяти компьютера. Память состоит из миллионов ячеек, в каждой из которых содержится один бит информации (значения 0 или 1). Биты редко обрабатываются поодиночке, а, как правило, группами фиксированного размера. Для этого память организуется таким образом, что группы по n бит могут записываться и считывается за одну операцию. Группа n бит называется словом, а значение n - длиной слова. Схематически память компьютера можно представить в виде массива слов.

Обычно длина машинного слова компьютеров составляет от 16 до 64 бит. Если длина слова равна 32 битам, в одном слове может храниться 32-разрядное число в дополнительном коде или четыре символа ASCII, занимающих 8 бит каждый. Восемь идущих подряд битов являются байтом. Для представления машинной команды требуется одно или несколько слов.

Байтовая адресация

Отдельные биты, как правило, не адресуются и чаще всего адреса назначаются байтам памяти. Память, в которой каждый байт имеет отдельный адрес, называется памятью с байтовой адресацией. Последовательные байты имеют адреса 0.1, 2 и так далее Таким образом, при использовании слов длиной 32 бита последовательные слова имеют адреса 1.4, 8, …, и каждое слово состоит из 4 байт.

Прямой и обратный порядок байтов

Существует два способа адресации байтов в словах:

  • в прямом порядке. Прямым порядком байтов (little-endian) называется система адресации, при которой байты адресуются справа налево, так что наименьший адрес имеет самый младший байт слова (расположенный с правого края);
  • в обратном порядке. Обратным порядком байтов (big-endian) называется система адресации, при которой байты адресуются слева направо, так что самый старший байт слова (расположенный с левого края) имеет наименьший адрес.

В ПЭВМ на основе 80 x 86 используется прямой порядок, а в ПЭВМ на основе Motorola 68000 - обратный. В обеих этих системах адреса байтов 0.4, 8 и так далее, применяются в качестве адресов последовательных слов памяти в операциях чтения и записи слов.

Расположение слов в памяти

В случае 32-разрядных слов их естественные границы располагаются по адресам 0.4, 8 и так далее При этом считается, что слова выровнены по адресам в памяти. Если говорить в общем, слова считаются выровненными в памяти в том случае, если адрес начала каждого слова кратен количеству байтов в нем. По практическим причинам, связанным с манипулированием Двоично-кодированными адресами, количество байтов в слове обычно является степенью двойки. Поэтому, если длина слова равна 16 бит (2 байтам), выровненные слова начинаются по байтовым адресам 0.2, 4, …, а если она равна 64 бит (23, то есть 8 байтам), то выровненные слова начинаются по байтовым адресам 0.8, 16, …

Не существует причины, по которой слова не могли бы начинаться с произвольных адресов. Такие слова называются не выровненными. Как правило, слова выравниваются по адресам памяти, но иногда этот принцип нарушается.

Обычно число занимает целое слово, поэтому для того чтобы обратиться к нему, нужно указать адрес слова, по которому оно хранится. Точно так же доступ к отдельно хранящемуся в памяти символу осуществляется по адресу содержащего его байта.

Адресное пространство

Для доступа к памяти необходимы имена или адреса, определяющие расположение данных в памяти. В качестве адресов традиционно используются числа из диапазона от 0 до 2 k - 1 со значением к, достаточным для адресации всей памяти компьютера. Все 2 k адресов составляют адресное пространство компьютера. Следовательно, память состоит из 2 k адресуемых элементов. Например, использование 24-разрядных (как в процессоре 80286) адресов позволяет адресовать 2 24 (16 777 216) элементов памяти. Обычно это количество адресуемых элементов обозначается как 16 Мбайт (1 Мбайт=2 20 =1 048 576 байт, адресное пространство 8086 и 80186). Поскольку у процессоров 80386.80486 Pentium и их аналогов 32-разрядные адреса, им соответствует адресное пространство в 2 32 байт, или 4 Гбайт.

Адресное пространство ЭВМ графически может быть изображено прямоугольником, одна из сторон которого представляет разрядность адресуемой ячейки (слова) процессора, а другая сторона - весь диапазон доступных адресов для этого же процессора. Диапазон доступных адресов процессора определяется разрядностью шины адреса системной шины. При этом минимальный номер ячейки памяти (адрес) будет равен 0, а максимальный определяется из формулы M=2 n - 1.

Для шестнадцатиразрядной шины это будет 65 535 (64 К).

Иерархическая организация памяти

Компромиссом между производительностью и объемами памяти является решение использовать иерархию запоминающих устройств, то есть применять иерархическую модель памяти.

Применение иерархических систем памяти оправдывает себя вследствие двух важных факторов - принципа локальности обращений и низкого (экономически выгодного) соотношения стоимость/производительность. Принцип локальности обращений состоит в том, что большинство программ обычно не выполняют обращений ко всем своим командам и данным равновероятно, а в каждый момент времени оказывают предпочтение некоторой части своего адресного пространства.

Иерархия памяти обычно состоит из многих уровней, но в каждый момент времени взаимодействуют только два близлежащих уровня. Минимальная единица информации, которая может присутствовать либо отсутствовать в двухуровневой иерархии, называется блоком или строкой.

Успешное или не успешное обращение к более высокому уровню называют соответственно попаданием (hit) или промахом (miss). Попадание - есть обращение к объекту в памяти, который найден на более высоком уровне, в то время как промах означает, что он не найден на этом уровне.

Доля попаданий (hit rаtе) - доля обращений к данным, найденным на более высоком уровне. Доля промахов (miss rate) - это доля обращений к данным, которые не найдены на более высоком уровне.

Время обращения при попадании (hit time) есть время обращения к более высокому уровню иерархии, которое включает в себя, в частности, и время, необходимое для определения того, является ли обращение попаданием или промахом.

Потери на промах (miss реnаltу) есть время для замещения блока в более высоком уровне на блок из более низкого уровня плюс время для пересылки этого блока в требуемое устройство (обычно в процессор).

  • время доступа (access time) - время обращения к первому слову блока при промахе;
  • время пересылки (transfer time) - дополнительное время для пересылки оставшихся слов блока. Время доступа связано с задержкой памяти более низкого уровня, а время пересылки - с полосой пропускания канала между устройствами памяти двух смежных уровней.

Кэш-память

Кэш-память или cache memory - компонент иерархической памяти - представляет собой буферное ЗУ, работающее со скоростью, обеспечивающей функционирование центрального процессора без режимов ожидания.

Необходимость создания кэш памяти возникла потому, что появились процессоры с высоким быстродействием. Между тем для выполнения сложных прикладных процессов нужна большая память. Использование же большой сверхскоростной памяти экономически невыгодно. Поэтому между ОП и процессором стали устанавливать меньшую по размерам высокоскоростную буферную память, или кэш память. В дальнейшем она была разделена на два уровня - встроенная в процессор (on-die) и внешняя (on-motherboard).

Стратегии управления иерархической памятью

При построении систем с иерархической памятью целью является получение максимальной производительности подсистемы памяти при ее минимальной стоимости. Эффективность той или иной системы кэш памяти зависит от стратегии управления памятью. Стратегия управления памятью включает: метод отображения основной памяти в кэше; алгоритм взаимодействия между медленной основной и быстрой кэш памятью; стратегии замещения информации в кэше.

Отображение памяти на кэш

Существует три основных способа размещения блоков (строк) основной памяти в кэше:

  • кэш память с прямым отображением (direct-mapped cache);
  • полностью ассоциативная кэш память (fully associative cache).
  • частично ассоциативная (или множественно ассоциативная, partial associative, set-associative cache) кэш память;

Память с прямым отображением. В этом случае каждый блок основной памяти имеет только одно фиксированное место, на котором он может появиться в кэш памяти. Все блоки основной памяти, имеющие одинаковые младшие разряды в своем адресе, попадают в один блок кэш памяти. При таком подходе справедливо соотношение:

(Адрес блока кэш памяти )=(Адрес блока основной памяти ) mod (Число блоков в кэш памяти ).

Этот тип памяти наиболее прост, но и наименее эффективен, так как данные из разных областей памяти могут конфликтовать из-за единственной строки кэша, где они только и могут быть размещены.

Полностью ассоциативная память

Может отображать содержимое любой области памяти в любую область кэша, но при этом крайне сложна в схемотехнике.

Частично-ассоциативный кэш

Является наиболее распространенным в данный момент среди процессорных архитектур. Характеризуется тем или иным количеством n «каналов» (степенью ассоциативности, «п-way») и может отображать содержимое данной строки памяти на каждую из n своих строк. Этот вариант является разумным компромиссом между полностью ассоциативным и кэшем «прямого отображения».

В современных процессорах, как правило, используется либо кэш память с прямым отображением, либо двух- (четырех-) канальная множественно ассоциативная кэш память. Например, в архитектурах К7 и К8 применяется 16-канальный частично-ассоциативный кэш L2.

Стратегия замещения информации в кэше определяет блок, подлежащий замещению при возникновении промаха. Простота при использовании кэша с прямым отображением заключается в том, что аппаратные решения здесь наиболее простые: легко реализуется сама аппаратура, легко происходит замещение данных. При замещении просто нечего выбирать - на попадание проверяется только один блок и только этот блок может быть замещен.

При полностью или частично ассоциативной организации кэш памяти имеются несколько блоков, из которых надо выбрать кандидата в случае промаха. Как правило, для замещения блоков применяются две основные стратегии:

  • случайная (Random) - блоки-кандидаты выбираются случайно (равномерное распределение). В некоторых системах используют псевдослучайный алгоритм замещения;
  • замещается тот блок, который не использовался дольше всех (LRU - Least-Recently Used) . В этом случае чтобы уменьшить вероятность удаления информации, которая скоро может потребоваться, все обращения к блокам фиксируются.

Достоинство случайного способа заключается в том, что его проще реализовать в аппаратуре. Когда количество блоков увеличивается, алгоритм LRU становится все более дорогим и часто только приближенным.

Алгоритмы обмена с кэш памятью (свопинга)

включают следующие разновидности:

  • алгоритм сквозной записи (Write Through) или сквозного накопления (Store Through);
  • алгоритм простого свопинга (Simple Swapping) или обратной записи (Write Back);
  • алгоритм свопинга с флагами (Flag Swapping) или обратной записи в конфликтных ситуациях с флагами (CUX);
  • алгоритм регистрового свопинга с флагами (FRS).

Алгоритм сквозной записи

Самый простой алгоритм свопинга. Каждый раз при появлении запроса на запись по некоторому адресу обновляется содержимое области по этому адресу как в быстрой, так и в основной памяти, даже если копия содержимого по этому адресу находится в быстром буфере. Такое постоянное обновление содержимого основной памяти, как и буфера, при каждом запросе на запись позволяет постоянно поддерживать информацию, находящуюся в основной памяти, в обновленном состоянии.

Поэтому, когда возникает запрос на запись по адресу, относящемуся к области, содержимое которой не находится в данный момент в быстром буфере, новая информация записывается просто на место блока, которое предполагается переслать в основную память (без необходимости пересылки этого слова в основную память), так как в основной памяти уже находится его достоверная копия.

Алгоритм простого свопинга

Обращения к основной памяти имеют место в тех случаях, когда в быстром буфере не обнаруживается нужное слово. Эта схема свопинга повышает производительность системы памяти, так как в ней обращения к основной памяти не происходят при каждом запросе на запись, что имеет место при использовании алгоритма сквозной записи. Однако в связи с тем, что содержимое основной памяти не поддерживается в постоянно обновленном состоянии, если необходимого слова в быстром буфере не обнаруживается, из буфера в основную память надо возвратить какое-либо устаревшее слово, чтобы освободить место для нового необходимого слова. Поэтому из буфера в основную память сначала пересылается какое-то слово, место которого занимает в буфере нужное слово. Таким образом, происходят две пересылки между быстрым буфером и основной памятью.

Алгоритм свопинга с флагами

Данный алгоритм является улучшением алгоритма простого свопинга. В алгоритме простого свопинга, когда в кэш памяти не обнаруживается нужное слово, происходит два обращения к основной памяти - запись удаляемого значения из кэша и чтение нового значения в кэш. Если слово с того момента, как оно попало в буфер из основной памяти, не подвергалось изменениям, то есть по его адресу не производилась запись (оно использовалось только для чтения), то нет необходимости пересылать его обратно в основную память, потому что в ней и так имеется достоверная его копия; это обстоятельство позволяет в ряде случаев обойтись без обращений к основной памяти. Если, однако, слово подвергалось изменениям с тех пор, когда его копия была в последний раз записана обратно в основную память, то приходится перемещать его в основную память. Отслеживать изменения слова можно, пометив слово (блок) дополнительным флаг-битом. Изменяя значение флаг-бита при изменении слова, можно сформировать информацию о состоянии слова. Пересылать в основную память необходимо лишь те слова, флаги которых оказываются в установленном состоянии.

Алгоритм регистрового свопинга с флагами

Повышение эффективности алгоритма свопинга с флагами возможно за счет уменьшения эффективного времени цикла, что можно получить при введении регистра (регистров) временного хранения между кэш памятью и основной памятью. Теперь, если данные должны быть переданы из быстрого буфера в основную память, они сначала пересылаются в регистр (регистры) временного хранения; новое слово сразу же пересылается в буфер из основной памяти, а уже потом слово, временно хранившееся в регистре, записывается в основную память. Действия в центральном процессоре начинают опять выполняться, как только для этого возникает возможность. Алгоритм обеспечивает совмещение операций записи в основную память с обычными операциями над буфером, что обеспечивает еще большее повышение производительности.

Эксклюзивным называется кэш, в котором данные, хранящиеся в кэш памяти первого уровня, не обязательно должны быть продублированы в кэшах нижележащих уровней. Инклюзивный кэш - когда любая информация, хранящаяся в кэшах высших уровней, дублируется в кэш памяти.

    получать необходимый результат отКИТ за меньшие затраты означает то, что компании будут делать инвестиции в более дешевые технологии

    повышение роли азиатского рынка происходит в основном за счет рынков Китая и Индии. На долю этих двух стран приходится 65 % азиатского рынка В настоящее время Китай стремиться к технологическому лидерству, Китай становится вторым по величине рынком высокотехнологического оборудования

    объединение производителей КИТ происходит как следствие усложнения производственных технологий, увеличения стоимости заводов, которые становятся «не по карману» отдельным производителям.

    увеличение значимости домашних рынков связано с автоматизацией процессов ведения домашнего хозяйства.

    увеличение рынка мобильных технологий означает значительное увеличение пользователей ноутбками и мобильной телефонной связью.

    повышение роли сервис – провайдера обусловлено стремительным развитием сетей, как локальных, так и Интернет. В том случае становится более выгодно не создавать свой собственный информационный ресурс, а запрашивать его у сервис- провайдера.

    Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа сис­тем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксирован­ные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружаю­щей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информа­ция, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницае­мые границы системы.По характеру использования информации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы. Можно выделить два подкласса: управляющие и советующие.По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД) . ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. СОД осуществляют как поиск, так и обработку информации.По признаку структурированности задач ИС на ИС дляструктурированных (формализованных), неструктурированных (неформализованных), частично структурированных .

    Структурное обеспечение ИС. ИС имеют сложную структуру, используют ресурсы нескольких категорий, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Подсистемы осуществляют обеспечение: техническое, математическое, информационное, программное, лингвистическое, организационное, правовое, и эргонометрическое. Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления и вывода информации; сетевые устройства и др. Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики и др. В состав программного обеспечения входят: системное программное обеспечение;прикладное программное обеспечение; Инструментальное обеспечение. Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. К лингвистическому обеспечению ИС относится естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки: словари лексики естественных языков, тезаурусы (специальные словари основных понятий языка, обозначаемых отдельными словами или словосочетаниями) предметной области, переводные словари и др. Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации и др. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.Эргонометрическое обеспечение Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.

4. Иерархия памяти персонального компьютера

Иерархия памяти -термин, используемый в вычислительной технике при проектировании и программировании ЭВМ. Означает, что различные виды памяти образуют иерархию, на различных уровнях которой расположены памяти с отличающимися временем доступа, сложностью, стоимостью и объемом. Возможность построения иерархии памяти вызвана тем, что большинство алгоритмов обращаются в каждый промежуток времени к небольшому набору данных, который может быть помещен в более быструю, но дорогую и поэтому небольшую, память. Часто выделяют 4 основных уровня иерархии: 1) Внутренняя память процессора (регистры, организованные в регистровый файл и кэш процессора). 2) ОЗУ системы и вспомогательных карт памяти. 3) вторичная компьютерная память. Жесткие диски и твердотельные накопители. 4) Накопители, требующие переключения носителей -или третичная память. Сюда относятся магнитные ленты, ленточные и дисковые библиотеки. В большинстве современных ПК рассматривается следующая иерархия памяти: Регистры процессора; Кэш процессора 1го уровня (L1); Кэш процессора 2го уровня (L2); Кэш процессора 3го уровня (L3); ОЗУ системы; Дисковое хранилище; Третичная память.

5. Конфигурация персонального компьютера

Под конфигурацией понимают определенный набор комплектующих, исходя из их предназначения, номера и основных характеристик. Зачастую конфигурация означает выбор аппаратного и программного обеспечения, прошивок и сопроводительной документации. Конфигурация влияет на функционирование и производительность компьютера. Существует 4 основные части оборудования персонального компьютера: Материнская плата выполняет функцию координатора. Чипсет -микропроцессорный комплекс управляющий внутр. системами компьютера. Чипсет определяет основные возможности материнской платы. Центральный процессорОперативная память (ОЗУ) отвечает за временное хранение данных при включённом компьютере. ПЗУ (постоянно запоминающее устройство) предназначен для длительного хранения данных при выключенном компьютере. Блок питания Дополнительные: Жёсткий диск -основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ, выполняет специальное аппаратно-логическое устройство. К основным параметрам относятся ёмкость и производительность. Звуковая плата.

6. Общая классификация программного обеспечения.

ПОпо сфере использования делят на: 1 )аппаратная часть автономных компьютеров и сетей ЭВМ; 2 )функциональные задачи различных предметных областей; 3 )технология разработки программ. ПО включ : 1 )системное ПО; 2 )пакеты прикладных программ; 3 )инструментарии технологии программирования. Системное ПО – сов-ть программ и прог-раммных комплексов, предназначенных для обеспечения работы персонального компьютера и сетей ЭВМ. Пакеты прикладных программ – комплекс взаимосвязанных программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения созданных программных продуктов. Системное ПО вкл.: 1. базовое ПО: -операционные системы (ОС); -программы-оболочки ОС; -сетевыеОС 2. сервисное ПО.

7.Показатели оценки качества программ.обеспечения. Показатели надежности . надежность - это способность программы в конкретных областях применения выполн. заданные функции. В соответсвии с программ.документами в условиях возникновения отклонения в среде функционирования вызванных сбоями техн. средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и др. дистабилизирующими отклонениями. Устойчивость функционирования - это способность продолжать работу после возникновения отклонения. Работоспособность - это способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации при отсутствии сбоев

8.Показатели оценки качества программ.обеспечения.Показатели сопровождаемости. Показатели качества представл. собой многоуровневую структуру, и использ. как разработка тестировщиками программ, так и покупателями заказчиками. Одним из показателей явл.сопровождаемость -это простота устранения ошибок в программе поддержание в актуальном состоянии и обнавлении программной документации. 1 Структурность – организация всех частей в единую логическую структуру. 2 Простота конструкции – построение программ наиболее рациональным, с точки зрения восприятия и понимания, способом. 3 Наглядность . 4 Повторяемость – степень использования типовых проектных решений или компанентов. 5 Полнота документации .

9.Показатели оценки качества программ.обеспечения. Показатели удобства использования. Показатели качества представл. собой многоуровневую структуру, и использ. как разработка тестировщиками программ, так и покупателями заказчиками. Одним из показателей явл. удобство использования – это свойства программы способствующие быстрому освоению применения и эксплуатации с минимальными трудозатратами и с учетом характера решаемых задач и требований квалификации обслуживающего персонала 1 Легкость освоения . 2 Доступность программной документации. 3 Удобства в эксплуатации и обслуживании.

10. Показатели оценки качества программного обеспечения. Эффективность. Эффективность (Efficiency) – степень удовлетворения потребностями пользователя в обработке данных с учетом экономических, трудовых ресурсов и ресурсов системы обработки информации; способность ПО обеспечивать требуемый уровень производительности в соответствие с выделенными ресурсами, временем и другими обозначенными условиями.

Виды:1)Уровень автоматизации 2) Временная эффективность – скорость обработки за определенное время 3) Ресурсоемкость – количество персонала, техн. Средств для осуществления процесса.

Память – один из блоков ЭВМ, состоящий из запоминающих устройств (ЗУ) и предназначенный для запоминания, хранения и выдачи информации (алгоритма обработки данных и самих данных).

Основными характеристиками отдельных ЗУ являются емкость памяти, быстродействие и стоимость хранения единицы информации (бита).

Быстродействие (задержка) памяти определяется временем доступа и длительностью цикла памяти. Время доступа представляет собой промежуток времени между выдачей запроса на чтение и моментом поступления запрошенного слова из памяти. Длительность цикла памяти определяется минимальным временем между двумя последовательными обращениями к памяти.

Требования к увеличению емкости и быстродействия памяти, а также к снижению ее стоимости являются противоречивыми.Чем больше быстродействие, тем технически труднее достигается и дороже обходится увеличение емкости памяти.

Как и большинство устройств ЭВМ, память имеет иерархическую структуру. Обобщённая модель такой структуры, отражающая многообразие ЗУ и их взаимодействие, представлена на рис. 36. Все запоминающие устройства обладают различным быстродействием и емкостью. Чем выше уровень иерархии, тем выше быстродействие соответствующей памяти, но меньше её емкость.

К самому высокому уровню - сверхоперативному - относятся регистры управляющих и операционных блоков процессора, сверхоперативная память, управляющая память, буферная память (кэш-память).

На втором оперативном уровне находится оперативная память (ОП), служащая для хранения активных программ и данных, то есть тех программ и данных, с которыми работает ЭВМ.

На следующем более низком внешнем уровне размещается внешняя память.

Рис. 36. Иерархическая структура памяти

Местная память (регистровая память процессора) входит в состав ЦП (регистры управляющих и операционных блоков процессора) и предназначена для временного хранения информации. Она имеет малую ёмкость и наибольшее быстродействие. Такая память построена на базе регистров общего назначения, которые конструктивно совмещены с процессором ЭВМ. Этот тип ЗУ используется для хранения управляющих и служебных кодов, а также информации, к которой наиболее часто обращается процессор при выполнении программы.

Иногда в архитектуре ЭВМ регистровая память организуется в виде сверхоперативного ЗУ с прямой адресацией. Такая память служит для хранения операндов, данных и служебной информации, необходимой процессору.

Управляющая память предназначена для хранения управляющих микропрограмм процессора и выполняется в виде постоянного ЗУ (ПЗУ) или программируемого постоянного ЗУ (ППЗУ). В системах с микропрограммным способом обработки информации УП применяется для хранения однажды записанных микропрограмм, управляющих программ, констант.

В функциональном отношении в качестве буферной памяти рассматривается кэш-память, которая размещается между основной (оперативной) памятью и процессором. Основное назначение кэш-памяти - кратковременное хранение и выдача активной информации процессору, что сокращает число обращений к основной памяти, скорость работы которой меньше, чем кэш-памяти. Кэш-память не является программно доступной. В современных ЭВМ различают кэш первого и второго уровней. Кэш первого уровня интегрирована с блоком предварительной выборки команд и данных ЦП и служит, как правило, для хранения наиболее часто используемых команд. Кэш второго уровня служит буфером между ОП и процессором. В некоторых ЭВМ существует кэш-память отдельно для команд и отдельно для данных.

Оперативная память (ОЗУ)служит для хранения информации, непосредственно участвующей в вычислительном процессе. Из ОЗУ в процессор поступают коды и операнды, над которыми производятся предусмотренные программой операции, из процессора в ОЗУ направляются для хранения промежуточные и конечные результаты обработки информации.

Внешняя память (ВнП) используется для хранения больших массивов информации в течении продолжительного периода времени. Обычно ВнП не имеет непосредственной связи с процессором. В качестве носителя используются магнитные диски (гибкие и жёсткие), лазерные диски и др.

Сравнительно небольшая емкость оперативной памяти (8 - 64 Мбайта) компенсируется практически неограниченной емкостью внешних запоминающих устройств. Однако эти устройства сравнительно медленные - время обращения за данными для магнитных дисков составляет десятки микросекунд. Для сравнения: цикл обращения к оперативной памяти (ОП) составляет 50 нс. Исходя из этого, вычислительный процесс должен протекать с возможно меньшим числом обращений к внешней памяти.

Что еще почитать