Оформление текста работы. Список использованной литературы и приложения. Основные правила оформления библиографического списка литературы Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа

В конце работы помещается список литературы («список литературы», «библиографический список»), использованной при работе над темой. Список пишется на новой странице под соответствующим заголовком и должен содержать от 20 до 40 наименований источников (Приложение 4).

Список литературы включает научные источники, нормативные акты, учебно-методическую и учебную литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы.

Варианты расположения литературы в списке:

Алфавитное;

По типам документов.

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий) отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т.п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т.п.)

При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т.д., а внутри раздела – по алфавиту (автор или заглавие).

Библиографические ссылки должны содержать библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. По своему месту расположения в документе различают библиографические ссылки:

Внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки. Пример ссылки: (Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие. М., 2006. С. 56).

[i] Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006. – С. 305 – 412.

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины XX века, дает работа библиографа И.М. Кауфмана .

Приложения могут содержать: текстовые документы, образцы методик, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, расчеты. Они служат для иллюстрации или доказательства отдельных положений исследуемой проблемы. Приложения помещают после списка литературы и нумеруют по порядку упоминания в тексте арабскими цифрами сплошной нумерацией (Приложение 1, Приложение 2…).

Приложения должны нести важную смысловую нагрузку в курсовой работе. На все включенные в работу приложения в обязательном порядке должны быть указания в тексте курсовой работы.


Приложения

Список использованной литературы и приложения

Ориентировочный объем 3 главы - 18-25 страниц.

Глава 3

В главе 3, посвященной результатам исследования и их обсуждению, приводится экспериментальный материал. Его целесообразнее представлять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этой главе студент полученными результатами исследования решает поставленные задачи.

Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показателями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных данных. Результаты статистической обработки данных оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. Обязательно указание достоверности полученных результатов исследования. После описания полученного материала следуют его анализ и обсуждение - сопоставление с данными других исследований, высказывается собственное суждение по существу полученных результатов.

Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования - наиболее ответственный этап научной работы, характеризующий творческие способности студента, его самостоятельность, знание проблемы. Данный этап работы предусматривает обсуждение результатов экспериментального исследования. Для этого необходимо:

– выделить основные положения для анализа;

– определить логическую последовательность обсуждаемых вопросов;

– сопоставить полученные в эксперименте факты с результатами других авторов (они могут совпадать, не совпадать, противоречить);

– дать оценку причин, вызывающих расхождение результатов (разные условия, другой возраст, неоднородный контингент, недостаточно продолжительный эксперимент и др.);

– определить с позиции, какой научной теории или концепции можно объяснить полученные результаты;

– дать заключение о подтверждении (или опровержении) рабочей гипотезы.

После главы 3 следуют выводы, которые должны соответствовать поставленным в работе задачам. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из результатов фактического материала исследования. В выводах указываются основные результаты, полученные в ходе исследования, которые подтверждают выдвинутую гипотезу или опровергают ее и достоверность полученных результатов.

Выводы должны отражать суть работы в соответствии с выбранной темой, актуальностью проблемы, рабочей гипотезой, целью и задачами исследования. Они излагаются в лаконичной форме и отвечают на задачи, поставленные в исследовании. Выводы распространяются лишь на сферы деятельности, контингент и возрастные группы, рассмотренные в исследовании.



Количество выводов может превышать количество поставленных задач, если для достижения одной поставленной использовались несколько показателей или методов оценки.

После выводов оформляются практические рекомендации по результатам проведенного исследования. В практических рекомендациях указывается практическая значимость результатов исследования, конкретизируются эффективность и результативность проведенных занятий, а также указывается возможность применения предложенной методики, комплекса упражнений, применяемых в исследовании, на практике.

Список использованной литературы составляется согласно правилам библиографического описания источника в соответствии с ГОСТом. В список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в основном тексте. Вначале размещаются литературные источники отечественных авторов, далее зарубежных авторов и затем Интернет-источники. В основном тексте ссылка на источник дается в виде порядкового номера в квадратных скобках.

Приложения представляют собой часть текста, имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы и размещаются в конце ВКР.

В приложения включают карты обследования, протоколы педагогических наблюдений, тестирования, функциональных проб, образцы анкет и т.п. Также в приложении размещаются комплексы упражнений, конспекты занятий, уроков, проводимых во время исследования. В качестве приложения могут быть представлены сценарии проведенных мероприятий, фотоальбомы, видеозаписи и другой иллюстрированный материал. В приложение также могут входить нормативные документы, инструкции и правила, программы, анкеты и др.

Форма приложений может быть следующая: текст, таблицы, чертежи, схемы и др. В приложения не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к содержанию работы. Каждому документу присваивается порядковый номер (арабскими, реже римскими цифрами). Номер приложения (без знака №) помещают в верхнем правом углу над заголовком. В тексте ВКР обязательно должны быть ссылки на материал, представленный в приложении.

Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа должна иметь титульный лист, содержание, введение, главы текста с иллюстративным материалом, выводы, практические рекомендации (если имеются), список использованной литературы, приложения. Выпускная квалификационная работа сдается в сброшюрованном виде. Правила оформления титульного листа представлены в приложении 1.

Текст ВКР должен соответствовать следующим требованиям:

– соответствие изучаемой проблеме, полнота изложения экспериментального материала, точность словоупотребления;

– логичность и четкое построение частей работы, подчиненность каждой части изложения основной цели работы, развернутость подтем, логичный переход от одного положения к другому;

– соблюдение основных норм русского языка (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, стилистических), правильный порядок слов в предложении, выделение абзацев;

– соответствие научному стилю изложения.

Ответственность за качество письменного текста несет студент, поэтому перед сдачей работы научному руководителю, необходимо внимательно вычитать текст, используя компьютерные программы; проверить фамилии, инициалы, год публикации цитируемых авторов. Работы, не соответствующие указанным требованиям, возвращаются автору на доработку и исправление замечаний.

ВКР должна быть выполнена в печатном виде на одной стороне белого стандартного листа А4 (210х297 мм). Параметры страниц устанавливаются следующим образом. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм; правое 10 мм; левое – 30 мм; нижнее 25 мм. Текст ВКР набирается через 1,5 интервал.

Переносы в тексте не допускаются.

Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая интервалы между словами.

Шрифт – Обычный Times New Roman. Размер шрифта – 14. Интервал шрифта – обычный, без смещения.

Выравнивание основного текста по ширине.

Рубрикация – система взаимосвязанных заголовков, включающая названия глав, параграфов и подпараграфов. Каждый раздел ВКР начинается с новой страницы (Оглавление, Список сокращений, Введение, Глава 1, Глава 2, Глава 3, Заключение, Выводы, Практические рекомендации, Список литературы, Приложения).

Ступени рубрикации обозначают шрифтом; главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами, соответственно: 1., 1.1., 1.1.1. Название главы печатается прописными (заглавными) буквами прямым 14 шрифтом, параграфов – прямыми строчными буквами 14 жирным шрифтом, подпараграфов – 14 жирным курсивом. Подчеркивание не рекомендуется. Каждая глава, введение, список литературы начинается с новой страницы, параграфы и подпараграфы – на той же странице, где заканчивается предыдущий. Введение, список литературы, выводы, практические рекомендации и приложения цифрами не обозначаются.

Заголовки разделов и подразделов пишутся по центру, отделяя их от основного текста двумя интервалами (1,0 х 2). Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – 125 мм (табуляция - 125 мм).

Каждая страница ВКР должна быть пронумерована за исключением титульного листа и содержания.

Нумерация страниц проставляется вверху по центру. Первой считается титульный лист, второй - содержание, без цифрового обозначения. Далее с третьей, все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа без пропусков и повторений.

В тексте ВКР возможно использование терминов и словосочетаний:

1. Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Не следует в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя эти понятия тождественны.

2. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени, (я утверждаю, мною открыто и т. п.) Лучше использовать выражения: «Как показал анализ...», «в основе предлагаемой методики...», «актуальность проблематики и ее недостаточная изученность позволили сформулировать...», «выявлено...», «установлено...», «вышесказанное позволяет считать...» и т.п.

3. Не стоит злоупотреблять вводными словосочетаниями в начале фразы: «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес», «кроме того», «более того» и др.

4. Не следует в одном предложении использовать однокоренные слова (школа, школьники, школьная программа). Лучше их заменить синонимами (школьники: учащиеся, дети, занимающиеся) или перестроить фразу.

В тексте ВКР допускаются следующие сокращения слов: т.е., и т. д., и т. п., и др., и пр. Недопустимо сокращать сложные союзы и словосочетания типа: так как, так называемый, таким образом, потому что, так что, в том числе.

В научной и методической литературе часто употребляются такие сокращенные слова, как ЧСС, ОФП, АФК, ДОУ, ДЦП и др., которые называются аббревиатурой. Ссылки на предыдущие страницы текста пишутся сокращенно, в скобках. Например …(с. 8).

Список сокращений, использованных в работе необходимо указать перед введением. Не допускается использование сокращений в теме работы, содержании и введении.

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта для всех взрослых людей, неравнодушных к русскому языку, к воспитанию и образованию подрастающего поколения в многоязычном и поликультурном мире.

Цель сайта мы видим в объединении и предоставлении всем желающим информации о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго родного в мире. Это сайт для неравнодушных, любопытных, творческих личностей. Сайт не одной организации, а всех его авторов.

Основная задача – информационная поддержка русскоязычных образовательных центров как в рамках их регулярной работы, так и в проектной деятельности.

На главной странице Вас ежемесячно ждут встречи с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, и информация о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта – для родителей и педагогов. Здесь же – «горящие» объявления о конкурсах, семинарах, проектах и пр. (Тема месяца) Каким будет лицо сайта – решать вам: присылайте рассказы о своих коллегах - людях, влюбленных в наше общее дело; об учебных пособиях, без которых занятие станет скучным.

Идей-проекты по развитию г. Байкальска

Приложение 2 . Карта местных ценностей, как основа инновационной социальной технологии

Приложение 3 . Карта местных ценностей (вэб формат)

Приложение 4 . Презентация энергосберегающих проектов программы РМО в Бурятии

Приложение 5 . Материалы конкурса на консолидированный бюджет

Приложение 6 . Бизнеспроекты

Приложение 7 . Материалы семинара по ГИС для администрации

Приложение 8 . Общественный договор

Приложение 9 . Матрица синергетического эффекта от комплекса проектов

Приложение 10 . Положение о реинвестировании средств энергосбережения

Приложение 11. Презентация результатов проекта «Биогрядка»

Приложение 12 . ТЭЦ на отходах (концепция)

Приложение 13 . Концепция фонда будущих поколений граждан России

Приложение 14 . Примеры аннигиляции проблем

Приложение 15 . Результаты конкурсов социальных проектов на консолидированный бюджет

Список литературы

    Арманд А.Д.и др. Экосистемы в критических состояниях. Наука, 1989.

    Бауэнс М. Россия и следующая долгая волна, или почему так важны сельские территории, 2009.

    Закон Украины № 601-V . Об альтернативных источниках энергии, 2008.

    Плешаков С.А. Сопровождение села. Модель сельского развития. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос.ун-та, 2008. - 343 с.

    Покровский Н.Е.. Российский Север: что в будущем?, 2008.

    Трушкин В.В., Шапхаев С.Г. Методическое пособие по оценке общественной эффективности инвестиционных проектов, Улан-Удэ, 2003.

    Хантургаева Н.Ц. Культурное наследие как фактор развития муниципальных образований// Культурный потенциал Байкальского региона. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 3 июля 2009. Том 1. - Улан-Удэ: ред.-изд. отдел РЦНТ, 2009 - 480 с. (c.460-465)

    Шварц Е. А. и др., Взаимосвязь эффективности использования природного капитала и конкурентоспособности России. Общественные науки и современность, 2009.

Общие положения

Список является обязательной частью курсовой и дипломной работы и показывает умение слушателя применять на практике знания, полученные при изучении соответстсвующих дисциплин.

В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

Рекомендуется включать также библиографические записи на цитируемые в тексте работы документы и источники фактических или статистических сведений (в этом случае подстрочные или внутритекстовые библиографические ссылки не оформляются).

В работах ретроспективного или обзорного характера возникает необходимость упоминания того или иного издания. В том случае, если в список включаются библиографические сведения об изданиях, с которыми слушатель непосредственно не знакомился, в библиографической записи указывается источник сведений, из которого взяты данные об издании (по форме: «Цит. по...» или «Приводится по...»).

Список литературы необходимо составлять по определенным правилам:
Отбор литературы. Указывается литература, использованная при подготовке работы.
Описания источников . Каждая запись о книге или статье – это краткая библиографическая запись, включающая в себя основные сведения:

Многотомные издания

Автор. Заглавие издания: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / Сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Город издания: Издательство, Год начала издания – год окончания издания.– (Серия)./FONT>
Обозначение и номер тома: Заглавие тома: сведения, относящиеся к заглавию. – Год издания тома. – Объем;
Обозначение и номер тома: Заглавие тома: сведения, относящиеся к заглавию. – Год издания тома. – Объем. и т.д.

или:

Автор. Заглавие издания: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / Сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об отвественности (редакторы, переводчики, коллективы). – Город издания: Издательство, Год начала издания – год окончания издания. – Количество томов. – (Серия).

Примеры:

Горожанин, А.В. Российская полиция на страже имперской государственности: монография [Текст]: в 2-х т. / А.В. Горожанин; Мин-во юстиции РФ, Самар. юрид ин-т. – Самара, 2004. – 91 с.

Т. 1: Полиция как столп российской имперской государственности (XVIII – первая половина XIX в.) – 258 с.

Т.2: Российская империя и ее полиция: рассвет и закат – 166 с. или

Горожанин, А.В. Российская полиция на страже имперской государственности: монография [Текст]: в 2-х т. / А.В. Горожанин; Мин-во юстиции РФ, Самар. юрид. ин-т. – Самара, 2004. – 91 с. – 2 т.

Статья из журнала

Примечание:

  1. Если статья размещены в двух и более журналах, то сведения о ее местоположении в каждом из номеров отделяют точкой с запятой.

Примеры:

Тарасова, Н.Г. Смена парадигм в развитии теории и практики градостроительства [Текст] / Н.Г. Тарасова // Архитектура и строительство России. – 2007. - № 4. – С. 2-7.

Казаков, Н.А. Запоздалое признание [Текст] / Н.А. Казаков // На боевом посту. – 2000. - № 9. – С. 64-67; № 10. – С. 58-71.

Статья из продолжающихся изданий

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие издания. Название серии. – Год издания. – Номер выпуска: Заглавие выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примеры:

Белох, Н.В. Доходы, предложение и цены – проблема сбалансированности [Текст] / Н.В. Белох, Н.Я. Петраков, В.П. Русаков // Известия АН СССР. Сер. экономическая. – 1982. - № 2. – С. 71-77.

Белова, Г.Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства [Текст] / Г.Д. Белова // Актуальные проблемы прокурорского надзора /Ин-т повышения квал. рук. кадров Генер. прокуратуры Рос. Федерации. – 2001. – Вып. 5: Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры. – С. 46-49.

Рецензия

Автор рецензии. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы). – Рец. на кн.: Описание книги.

или

Описание книги. – Рец. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

  1. Описание издания, на которое написана рецензия, осуществляется по правилам описания книжного издания.

Примеры:

Воскресенский, С.В. В помощь учителю и ученику [Текст] // Северный край. – 1999. – 30 сент. – Рец. на кн: Карта Ярославской области. География. История [Карты] / отв. Ред. Е.Ю. Колобовский. – Ярославль, 1999.

Пономаренков, В.А. Особенности расследования «цыганских» преступлений: учебное пособие / В.А. Пономаренков, И.А. Пономаренкова. – Москва: Изд-во МГПУ, 2002. – 76 с. – Рец. Наумова, Н.А. О необычном пособии для правоохранительных органов [Текст] / Е.А. Наумова // Вестник Моск. гор. пед. ун-та. – 2003. - № 2. – С. 273.

Подготовил информационно-библиографический отдел.

Что еще почитать